Где начинается «Меридиан надежды» и как продолжается
«Зачем пришли сюда герои этого фильма? Какая у них (и у каждого из нас) Миссия?» Режиссер фильма «Миссия» Александр Свешников, журналист и оператор «Комсомольской правды», участник и призер кинофестиваля «Меридиан надежды». Много лет назад люди и звери не ...
Какая у них (и у каждого из нас) Миссия?»
Режиссер фильма «Миссия» Александр Свешников,
журналист и оператор «Комсомольской правды»,
участник и призер кинофестиваля «Меридиан надежды».
Много лет назад люди и звери не догадывались о современном техническом прогрессе, о технологичной корзине потребления каждого, о возможности иметь личное транспортное средство и несколько на семью, жизни в многоэтажных городах, текущем по трубам бесценном топливе, разрывающемся и множественно приумножающемся атоме безопасном обычно, о бегущем по проводам электричестве, о несущихся по оптическим кабелям и по воздуху бесконечным объемах данных, деловых и общих, открытых и очень закрытых. Погрузи человека прошлого в наш современный мир, еще не известно, что он возжелал бы, придаться радостям всех благ цивилизации или закричать во все горло «спасите» и «SOS». Спасение бывает очевидно и единственно возможно, а бывает, что нет однозначного решения вопросам, а внимания от этого требуется не меньше, ведь из опасного человек давно и привычно научился извлекать пользу. Вот потому Всероссийский экологический кинофестиваль «Меридиан надежды» и решил обратиться к разным вопросам общества и к совершенно разным людям, просто буквально приходя к зрителю разных возрастов, интересов и компетенций, говоря и показывая что-то очень важное и интересное с помощью киноработ авторов со всей страны, в надежде найти те невидимые линии и связи, что помогут людям уберечься от разных бед, стать бережливее и внимательнее к окружающему миру, с большей любовью и радостью воспринимать привычную и незнакомую природу, а возможно и себе подобных.
Привычное вещество для человека золото, веками его находили, применяли, продавали и покупали, использовали в производстве, так будет возможно всегда, более того это известный эквивалент устойчивости капитала - как перестает рынок верить в валюты и углеродные ресурсы, без золота никуда, сразу рынки требуют его в повышенных объёмах для сохранения ликвидности и капитализации, даже бюджетов стран, банковской стабильности и мира. Ходит в это время по берегам Амура довольный полосатый тигр, о золоте не думает, где-то далеко от него ходит его тигрица с большим выводком веселых очаровательных тигрят, они не догадываются, что им радостно и привольно потому что местный охотовед очень правильную политику в своей компании проводит, прокладывает дорожки на снегоходе, за лесом ухаживает, запрещает стрелять тигриный корм взрослых кабаних с кабанами, довольство и только.
Дел тогда у краснокнижного полосатого зверя не много, фотографируйся в фотоловушках, отмечайся на деревьях потиранием шеи и мохнатой морды со специальным секретом как самый большой зверь, можно еще и рычать громко, раскатисто и страшно, расширяя при этом морду, чтобы шире и мощнее казаться. Конечно ему невдомек, что рядом другой бизнес разведал золото на его земле, и что об этом очень переживает охотовед и автор фильма «Дальневосточной киностудии», зрители конечно тоже не зря переживают - на тигров довольных на экране смотреть радостно. Про золото все знают хорошо, и охотовед уж очень добрый, умный и душевный - вопросы...
В истории фестиваля «Меридиан надежды» есть работы с вполне точным финалом и настоящим героем-человеком. Так на острове Белый целое лето группы мужчин разных специальностей и возрастов приезжали наводить порядок, чисто по-мужски, и тут опыт организаторов и способ рассказа автора не переоценить. ГТРК Ямал-Регион приезжала снимать и показывать людям, как сменами юристы, студенты, фотографы и специалисты Министерства Внутренних дел, трудились почти безостановочно все заполярные белые дни и ночи напролет, кормили себя, тренировались в импровизированном спартанском тренажерном зале, старались не встречаться с краснокнижными белыми мишками. Они потратив свой личный отпуск на старые ржавые трубы и бочки от топлива, считали себя самыми счастливыми людьми, это было еще и во времена пика выездного пляжного туризма. Не удивительно, ведь Всероссийскому кинофестивалю «Меридиан надежды» уже семь лет. Сделано за это время людьми и на севере и по стране не мало, но не все знают об этом. Зовут такой трудовой отпуск теперь «социально-ответственный туризм», о чем хорошо знают заповедники природы и заповедники-музеи, отбор основательный. Время идет, бежит и катится, не давая заглянуть за горизонт, невозможное становится привычным, а что-то захочется переоценить или переделать. В программе прошлого года награждали очень необычную работу о нефти, которая рассказывала об исследовании жизни и ее авторе, которому уже было глубоко за 90 лет, и целом научном направлении, основанном на совпадении расположения в земной коре углеродных запасов и ядерных изотопов, рисунок рек тоже имел при этом свое знаковое прочтение. Все приводило к тому, что не там и не так нужно было богатства извлекать. И спорить не с чем и согласиться невозможно – настоящая научная философия с диалектикой – школ и направлений много, но выбор происходит все равно один, и он сделан и не раз, факт.
А есть большие международные заботы, планируемые и осуществляемые человеком и его передовой научной мыслью. Везде где есть человек и его деятельность, вопрос природы и баланса возникает. Такую необычную работу Александра Свешникова, режиссера «Комсомольской правды», удалось присмотреть на «Первозданной России» в ЦДХ в Москве и пригласить в СПб для участия во Всероссийском кинофестивале «Меридиан надежды». Автор отправляет нас в Чарскую котловину в Забайкальском крае, где текут хрустальные ручьи, тают снега, крошится хрупкий лед под ботинком, где серые глубокие тучи и пронзительной синевы небо держат бесконечность над нами, где высятся горы и погружаются в мощную глубину гигантской озерной глади. Некие люди идут каждый своим маршрутом в места, где уже нет ничего особенного кроме воспоминаний и ответов на вопросы о недавней добыче урана именно здесь, где и местных жителей редко встретишь. Все знают про ядерное противостояние, и почему оно было неизбежно как спасение мира, но какой ценой где ковался ядерный щит, конечно нам вспоминать недосуг. Да и не говорят об этом даже в фильме, но почему-то все понятно, и получается очень содержательно почти молчать. Фильм длиной более 90 минут, не универсальный фестивальный размер, это понимал автор и понимали все, но звучал вопрос живой и искренний «Почему весь фильм не оторваться от экрана», да в нем и драматургических перипетий еще поискать надо, или не надо… «Миссия» это игровой постановочный документальный фильм, чистый как природная горная вода, хрустящий как лед и снег, живой и меняющийся как сама природа человека, с покрывающими небесами и облаками как домашним уютом, задающий вопросы и не просящий ответов. В кадре даже водитель мощного ревущего «Урала» оказывается не простым человеком с длиной черной бородой и темными волосами, затянутыми в хвост. Он танкист в прошлом, как говорил на встрече лично, в настоящей жизни еще и св. Отец. С не заметным грузом в рюкзаке он в конце фильма неожиданно на самой вершине объединяет землю и небо, были мы там все, хоть и себя не видели. Для жюри лучшая награда наградить от души, для партнера по программе слова «Какой же хороший фильм, смотрели на одном дыхании», для режиссера приз за режиссуру «Миссии», осталось еще событие придумать для широкого показа зрителям.
Кинофестиваль, учрежденный Союзом Кинематографистов и Федеральной службой Росприроднадзора, проходит в Санкт-Петербурге, городе ставшем синонимом спасения, не только из-за блокадных испытаний и разорванного кольца блокады. Еще раньше здесь проходила и координировалась масштабная операция по спасению севшего на мель в Финском заливе броненосца береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин" на острове Гогланд, где первый раз удалось наиболее практичное применение радиосвязи под руководством ученого Попова А.С.. Уникальная операция длилась с 13 ноября 1899 года по 25 января 1990 года. Административно и технологично все координировалось одновременно из Санкт-Петербурга и Кронштадта далее из тогда российской финской Котки. Спасала высокая координация действий, с непостижимым человеческим мужеством, выносливостью, взаимопониманием, и решениях на самом острие научно-практических знаний. Тогда не знали современных средств связи и информационных коммуникаций, слово «радио» еще не обрело своего значения, спасение с помощью этого явления и устройства, точнее многих устройств, совершили впервые. Связь такая тогда называлась беспроволочным телеграфом. При невыносимых условиях ветра и островного северного морского мороза команды людей устанавливали антенные мачты в десятки метров вверх на гранитных скальных породах и временные помещения, отлаживали возможности техники, добиваясь ее использования для точной координации действий на большом расстоянии, пять самых холодных месяцев труда, сделали чего еще никогда не было, дав смыслы и применение научным находкам. Позже в 1903 году появился на международной конференции всем известный и знаменитый «SOS». Всё хорошо помнят, хранят документальную память, умеют рассказывать ёмко и точно, на любом уровне понимания в уникальном Музее «Мемориальная квартира профессора Попова Александра Степановича» в Ленинградском Электро-техническом Институте, по иному ЛЭТИ. Вот почему фестиваль «Меридиан надежды» совместно с Продюсерским центом «Поддержка ХОРОШИХ ИДЕЙ» пригласили стать музейным партнером «Мемориальную квартиру профессора Попова» в Санкт-Петербурге, ведь людям всегда предстоит делать, то чего не было, и помнить гениев места и своей страны. Это уютное и содержательное музейное пространство стало домом, где мы не показывали кино, мы о нем говорили.
Сложно сказать, что радостней и содержательней, предоставленное фестивалю музейное экскурсионное знакомство с жизнью и семейным укладом профессорской семьи в России, уральскими духовными корнями великого ученого и изобретателя, история образования и работы его супруги, одной из первых военных медиков женщин того времени в нашей стране, получившей право трудиться и проработавшей всю жизнь, любившей свое дело как высшее призвание и предназначение, знакомство с жизнь потомков профессора, разделивших жизнь отчизны, будь то Первая мировая, Революция, Великая Отечественная и Блокада Ленинграда, и конечно потомки, помогающие музейным специалистам хранить и воссоздавать по описаниям и воспоминаниям элементы бытия. А в музее есть все, и гостиная с роялем, ведь хорошая музыка всегда наполняла простой интеллигентный дом, здесь и сейчас проходят встречи и камерные концерты. Как и перед нашим приходом, только отзвучали последние аккорды, играла Заслуженная артистка России, так красиво завершилась научная конференция, организованная сотрудниками и дирекцией музея и ЛЭТИ, потому что этот дом хранит настоящий профессорский научно-практический дух, мысли, поиска и созидания. Этому музею некогда тосковать, так как свои студенты и приезжающие со всей страны, взрослые сограждане и зарубежные гости, находят здесь и серьезный технический экскурс, и историческое и теплое семейное погружение. А для особых поводов по обмену мыслями и взглядами, может быть накрыт для чая и семейный стол Поповых, под уютным абажуром, среди семейных портретов и больших комнатных цветов, так и состоялся наш Партнерский «Креативный штурм по связям с природой».
Связующим стало и то что директор кинофестиваля «Меридиан надежды» Наталья Ивановна Уложенко тоже как режиссер научно-популярного кино снимала фильм раньше в этом музее и знакома с потомками Попова А. С., общению помогло хорошее знание академической жизни Анжелики Долининой документалиста и руководителя Медиа-Центра «Арктический мост» Северного Федерального Университета из города Архангельска, так же традиция «Поддержки ХОРОШИХ ИДЕЙ» представлять все наработки на конференциях, например в РГО СПб и солидных форумах, даже присутствие в конкурсной программе молодого режиссера девушки с давними уральскими корнями, еще уральского северного фильма от руководителя по научной работе «Заповедника Вишерского» из Перми. Но мотив такого общения крылся и в четком знании о наличии высокотехнологичных разработок, практически применяемых бизнесом по контролю за процессами и сохранению природы, известным по форумным Интернет-полям ИРИ Германа Клименко, уникальным докладом там в теме экология одного из руководителей «Ростелекома», компании работающей активно с ВУЗами и с обществом, полгода назад блестяще представившего наработки коллег на экологическом столе в «Россия-Сегодня». Важно и личное знакомство с применением лучшего от «Поддержки ХОРОШИХ ИДЕЙ». Даже в жюри кинофестиваля присутствует много лет, и любим всеми, главный редактор технологичного и доступного по изложению профессионального издания «Экоинж» от инженерингово-производственной компании «Безопасные технологии», работающей и Северным потоком и другими. И конечно важен реальный баланс содержательных проникновений в обществе, ведь мир открыт, а не все пока знакомы с лучшим и хорошим.
Знакомству с необычными музеями, открывающими бесконечное поле для контактов городов и людей, многие могли бы быть благодарны и уникальному содружеству малых музеев, точнее Форуму Малых Музеев, проходящему осенью в СПб, тогда можно больше узнать о природных, морских, академических, реального сектора и финансовых музеях – ведь наш мир очень разнообразен, и в нем найдется все, и всему должно быть место. Тогда и парковые и заповедные территории будут особо в радость, хотя бывает, что это одно и то же. Но бывает, и так, что охрана и наблюдение может вестись за тысячи километров, особенно если эти территории и звери взяты на особый контроль первыми лицами в государстве, как например Национальный парк «Амурский тигр» или «Земля леопарда», где зверь-спутник-ученый это настоящая работающая связка через всю страну. Очень радостно получать работы и принимать у себя фестивалю «Меридиан надежды» снимающего много лет леопардов документалиста-оператора-биолога Василия Солкина, приглашать его в детское жюри и радовать взрослых и маленьких непринужденными пластичными леопардовыми героями на экране, часто с очень умными и точными голубыми или зеленоватыми глазами. Но как говорит Василий: «Чтобы зверь появился на экране, нужно чтобы кто-то сначала его снимал на камеру» - это и есть самое интересное, ведь почти все леопарды мира бегающие по экранам это его леопарды, просто часть материала продается в разные страны и разным компаниям для лучшего содержания студии, и конечно давно помогают фотоловушки, о которых леопарды хорошо знают, но не всегда показывают это, позволяя кому-то иногда собирать отражение их личной жизни.
Знакомство с «Амурским тигром» удалось включить в другую Партнерскую программу, тогда фестиваль «Меридиан надежды» пришел не только в музей, но и к людям. Это был музей реального сектора экономики с рабочими местами и сотрудниками управляющими и на производстве, досугом для сотрудников, и даже со своими экологическими организациями. О доверии сотрудников лучше всего говорит, если они собрались буквально за день, многие специально чтобы пойти в свой собственный музей. И не удивительно, ведь в Музей истории Обуховского завода ранее приходили в гости и Михаил Борисович Пиотровский директор Эрмитажа, космонавты, первые лица государства, даже Сергей Евгеньевич Нарышкин, в том числе руководитель Российского исторического общества, не говоря о ТВ и кино по разным надобностям и поводам. Всероссийский экологический кинофестиваль «Меридиан надежды» принес природное кино и рассказ о Заповедной системе России, отметившей 100-летие в этом году, поэтому в программу заложена была широкая география, почти блиц географическое путешествие, подобно машине времени, ведь в жизни можно за год всего несколько мест посмотреть, ознакомившись как следует, с фестивалем ближе «Заповедник Оренбургский», побережье с зимней амурской тайгой, «Сихотэ-Алиньский заповедник» в краях сахалинских, и Арктика в трех исполнениях, прочитанная как история личной жизни мужчин полярников и женщин, которые ждут их и сами правят жизнь, сохраняя очаг теплым и уютным, рискованным женщинам способным на многое и долгое тревожное терпение, о тех кто плавает на ледоколах-лабораториях и изучает северные острова, тех кто отбирает особых волонтеров и будущих специалистов, рискующих и не боящихся «заболеть Арктикой».
Что ближе и интереснее лошади Пржевальского или природные мультики, полосатые рычащие тигры или история людей, делящих остров с белыми медведями - ясно одно, когда закончилась обзорная часть, и началось настоящее кино «Клевые парни с Бухты Тихой», вечер потерял отсчет времени, может от того, что это были такие же люди, которых мы хотим видеть, с которыми можно говорить и думать, шутить и молчать, или это природа виновата, уж очень жива и хороша… Вопрос «почему этого кино нигде нет и нельзя увидеть» звучал не впервые на этой площадке, «как хорошо бы все продолжить и посмотреть что-то живое вновь», про природу, историю, географию, но где есть и люди просто живущие и делающие дело командой или лично, и обязательно общение живое и теплое, открытое и содержательное. И еще приятная тема «А есть ли для детей что-то» - есть и много. Похоже важно встречаться и видеть лучшие отражения этого мира, может тогда у многих будет не только надежда, а любовь и взаимопонимание. На фестивальную программу пришли разные люди, в значительной степени мужчины, многие из них молодые состоявшиеся мужчины, пришли пары и даже семьи с детьми, теплую атмосферу душевности внесли люди старшего возраста, а ушли все объединенными впечатлениями, образами, видами, характерами, поступками – а главное, это все реальное и это есть и возможно, кто-то шутил «когда отправляемся в Арктику» или не шутил…
В памяти осталось путешествие по залам с историей создания отечественного оружия и предметов обихода, инженерного подвига полковника Обухова и купца Путилова, история о бытие и рабочих порядках, достойных уважения, не сравнимых с условиями за рубежом и дореволюционной России, истории стачек и блокадного выживания, удивительного промышленного возрождения, и научного штурма – ведь даже локационные станции космического приема и контроля в Евпатории родом отсюда, стоят они и поныне там в пост-замороженном состоянии невольного соседства с основной общей космической системой. Тут же все крейсеры русско-японской представлены, как и во многих музеях в СПб, ведь это дело конструктивное и общее, и история тоже общая. По дороге к метро «Пролетарская», на путать с московской станцией, они совсем разные, можно встретить необычный объект, архитектурное чудо, одновременно культурное явление «Церковь Кулича и Пасхи», точно отражающая их форму. Там крестили будущего адмирала и полярника Александра Колчака, его отец работал по морской линии на Обуховском заводе – теперь Государственном Обуховском заводе, подразделении «Алмаз-Антей», жили тоже рядом, а Колчак участвовал в полярных экспедициях и первом походе по Северному морскому пути от Владивостока до Мурманска. Где начинается и заканчивается столетняя революции сейчас принято спорить, где начинается столетие заповедной деятельности стоит вспоминать, а Всероссийский экологический кинофестиваль «Меридиан надежды» начинается в России, из Санкт-Петербурга движется к людям партнерам и зрителям, участникам и авторам, ведь везде где есть человек, найдется место надежде, а везде где есть природа, стоит вспоминать о ней как об убежище от повседневности, ошибок и невзгод, конечно учиться бережному и бережливому, ответственному и осторожному, первозданному и технологичному, сохранению того что досталось нам, и всем это стоит беречь, старинные львы особняка «Музея истории Обуховского завода» рекомендуют.
Наталья Мещерякова
Поддержка ХОРОШИХ ИДЕЙ
© planet-today.ru
Предыдущая статья
Кинокомикс «Чудо-женщина» с Галь Гадот вышел в прокат
Следующая статья
«Он вам не Димон» возглавил рейтинг популярных фильмов на «Кинопоиске»
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются