Повседневная жизнь посадских людей в городах Карелии в конце средних веков и в начале нового времени на архивах города Олонец
Многих людей сегодня привлекает к себе своей необыкновенно красивой природой Карелия, фото которой всегда размещают туристические издания и путеводители. Однако мало кто знает, что в 17 веке в городах этого края кипела бурная жизнь. Исследование отечественными историками сохранившихся челобитных,
Повседневная жизнь посадских людей в городах Карелии в конце средних веков и в начале нового времени на архивах города Олонец
Многих людей сегодня привлекает к себе своей необыкновенно красивой природой карелия фото которой всегда размещают туристические издания и путеводители. Однако мало кто знает, что в 17 веке в городах этого края кипела бурная жизнь. Исследование отечественными историками сохранившихся челобитных, которые собирал архив воеводской избы города Олонец позволяет в полном объеме восстановить занятия обычных олончан.

Активная торговля и развитие разнообразных ремесел


Подаваемые местному воеводе челобитные обычных мещан, крестьян, ремесленников и купцов позволяют сделать вывод о том, что Олонец был одним из крупных пунктов важной в то время для России пунктом торговли солью. Об этом позволяет судить сообщение местного старосты, датированное началом 1660 г., в котором он сообщает, что из-за новгородских монахов, живших в Вяжецком монастыре и имевшем вотчину в Заонежском погосте, а общественные Повенецкие амбары перестала поступать на хранение соль. Недостаток солевого запаса составил 10464 пуда, что по тем временам считалось очень внушительной цифрой. С этого объема соли полагалось получить не менее 200 руб. пошлины от ее продажи.

Изучение частных жалоб посадских людей друг на друга позволяет установить, что в 17 веке в городе Олонец активно велась торговля яблоками, луком, чесноком, гончарными изделиями, салом, сукном и другими товарами.

Большинство челобитных воеводе указывает размер понесенного материального ущерба от 4 до 12 руб., что свидетельствует о зажиточном положении основной массы посадских людей. Реже встречаются челобитные, в которых подают жалобы на очень богатых людей. Одной из них является жалоба старосты Фефила Иванова из Шунгского погоста на купца Исака Федорова сына Глухих, который задолжал со своих торговых оборотов 215 руб.

В Олонецке жили не только купцы, но и представители других профессий. Жалобы, датированные серединой 1660 гг. рассказывают об известном лекаре Максиме Антипове, с которым не всегда рассчитывались в полной мере его пациенты. Кроме представителей северной Руси здесь проживало немало выходцев из центральных районов Российского государства, о чем позволяет судить язык тверских карел в письменных источниках.

Среди посадских людей Олонецка были сапожники, иконописцы, серебряных дел мастера, стрельцы, скупщики и ростовщики. Городское население было настолько богатым, что некоторым его представителям было под силу заплатить налог в царскую казну за целую деревню. Именно так сделал стрелец Павел Гурьев, письменно подтвердивший свое обещание о поставке овса и ржи в государственную казну за крестьян из Выгозерского погоста в 1670 г.

Активно развивалась в городе аренда царских кабаков, в которые захаживало немало народа и в результате пристрастия к горячительным напиткам становилось должниками держателей таких злачных мест.

Как посадские люди города Олонец выполняли государеву службу


Архивные документы показывают, что царские представители весьма активно обкладывали горожан налогом и обязанностью собирать дань в государеву казну с погостов. Они должны были взыскивать недоимки с крестьян в государевы житницы. Для выполнения указов государя в городе была организована своя таможня в количестве 2 штук, функционировало 9 кабаков, была своя тюрьма, существовали городские службы типа сторожей, городовых и служилых людей при ружейной казне.

Сами посадские люди меж тем в своих челобитных указывали, что питаться им приходится со своих крестьянских наделов. За выполнение государевой службы жители города выпросили себе право иметь земельный надел в местных деревнях, на котором они отстраивали себе настоящие усадьбы.

Это привело к тому, что в самом городе постоянно проживало не так уж много народу, а основная часть посадских людей предпочитала проживать большую часть времени в своих загородных домах. Такая ситуация продолжалась до конца 18 века, когда обычные олончане на законных основаниях могли проживать как бы на два дома, подражая во многом таким образом жизни помещикам.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Самые последние новости и события в мире » Общество » Повседневная жизнь посадских людей в городах Карелии в конце средних веков и в начале нового времени на архивах города Олонец