Закончится ли гегемония фондового рынка США?
В настоящее время, когда мы говорим о «глобальном фондовом рынке», мы на самом деле имеем в виду рынок США, который за последнее десятилетие приобрел непропорционально большие размеры. Но гегемонии фондового рынка США может прийти конец.
В настоящее время, когда мы говорим о «глобальном фондовом рынке», мы на самом деле имеем в виду рынок США, который за последнее десятилетие приобрел непропорционально большие размеры. Но гегемонии фондового рынка США может прийти конец.

Последнее десятилетие было периодом бесспорной гегемонии американского фондового рынка. На конец марта 2022 года рыночная стоимость компаний, котирующихся на фондовых биржах США, составляла 41,6% капитализации мирового фондового рынка. Для сравнения, валовой внутренний продукт США составляет менее четверти мирового ВВП. Таким образом, вы можете увидеть большую представленность Уолл-стрит по сравнению с остальным миром.

Несмотря на медвежий рынок, который мы испытали с начала года, историческая доходность фондового рынка США остается впечатляющей. За последние 10 лет индекс Nasdaq100 вырос на 362%, уступая лишь аргентинскому Merval. Это особый случай из-за очень высокой инфляции в Аргентине. За десятилетие индекс S&P500 вырос почти на 190% и регулярно улучшает исторические рекорды с 2013 года.

Японский Nikkei225 показал несколько более высокую доходность (203%) , но этот ориентир все еще не превзошел пик 1989 года. Основные европейские индексы сильно отстали от американских: DAX (+112% за 10 лет), CAC40 (+98%), FTSE100 (всего +30,5%), не говоря уже о нашем WIG20 (-24%).

Без американских компаний после 2008 года бума на мировых фондовых рынках практически не было бы. Это прекрасно иллюстрируют графики мировых фондовых индексов, подготовленные MSCI. Пик предыдущего бычьего рынка (в ноябре 2021 г.) был примерно на 150% выше пика июля 2007 г. Но большая часть роста пришлась на компании с Уолл-Стрит. Индекс мирового фондового рынка MSCIA ACWI, за исключением США, все предыдущее десятилетие практически ходил в боковом тренде и только после ковидного краха набрал некоторую бодрость, но все же упал в три раза слабее рынка США.

Все дороги ведут на Уолл-стрит


Таким образом, на протяжении последнего десятилетия гегемония американского фондового рынка была неоспоримой. До ноября 2020 года глобальные инвесторы не обращали внимания на сырьевые товары и развивающиеся рынки. Не питали они и большей любви к зрелым европейским рынкам — немецкий DAX стоит на месте уже 5-7 лет, только в 2021 году робко поправил свои исторические рекорды. Не говоря уже об итальянских, греческих и португальских фондовых биржах, ведущих себя как WIG20.

Почему капитал так ценил рынок США за последнее десятилетие? Есть в основном две причины. Первая — это вторая ИТ-революция, центром которой в последние дюжину или около того лет была Калифорнийская Силиконовая долина. Лидерами последнего мега-бума были такие компании, как Apple, Amazon, Microsoft, Facebook (теперь Meta Platforms), Netflix и Google (позже переименованный в Alphabet). Знаменитые FANG доминировали в первой десятке публичных компаний с самой высокой рыночной стоимостью.

После полугодового спада их гегемония ослабла, но FANG-i, дополненная Tesla, по-прежнему занимает пять из шести первых мест в рейтинге компаний с наибольшей капитализацией. Одна только Apple (№1 в мире) в настоящее время стоит около 2,4 трлн долларов, что вдвое больше, чем все компании, входящие в немецкий индекс DAX.

Превосходство технологий над «традиционной» экономикой прекрасно иллюстрирует график, перекрывающий поведение индекса Nasdaq100 (т. е. эталона, сильно «заниженного» крупными технологическими компаниями) по отношению к ETF, отражающему индекс S&P500, но исключающему ИТ-компании. Первые выросли более чем на 180% с 2016 по осень 2021 года, а вторые — только на 80%.

Огромная прибыль, полученная такими компаниями, как Apple, Alphabet и Microsoft, и надежда на не менее существенные результаты, достигнутые в будущем Amazon, Tesla и Facebook, позволили довести долю технологического сектора на американском фондовом рынке до 28%, опередив все остальные. отрасли. Фактически речь идет только о 5 крупнейших крупных технокомпаниях, на долю которых в пик бума приходилось почти 23% стоимости всего индекса S&P500. Таким образом, доминирование технологического сектора было даже больше, чем в разгар интернет-пузыря весной 2000 года.

Вторым фактором, стимулировавшим бум крупных технологий, была чрезвычайно экспансивная денежно-кредитная политика Федеральной резервной системы. После 2008 года ФРС большую часть времени удерживала процентные ставки близкими к нулю, добавляя триллионы долларов из воздуха в виде последовательных волн «количественного смягчения». Новые деньги, как правило, не вызывали инфляции в реальном мире, но способствовали инфляции цен на активы, оставаясь в финансовой системе.

Только благодаря рекордно низким ставкам дисконта инвесторы могли оценивать компании, которые никогда в своей истории не приносили прибыли, в десятки и сотни миллиардов долларов. Однако многие рассчитывали на большие финансовые потоки в далеком будущем. А поскольку процентные ставки были близки к нулю, текущая стоимость этих будущих ожидаемых доходов была высокой. Когда ставки начали расти, капитализация «растущих» технологических компаний начала резко быстро снижаться.

За последние несколько месяцев рынок разрушил оценки многих модных технологических гигантов. Только с начала года до конца июня акции Meta Platforms были обесценены более чем на 50%. Netflix потерял 70% своей рыночной стоимости, Amazon — более 32%. Однако это мелочь по сравнению со скидками, достигающими 70-90% в случае популярных, но всегда убыточных технологических стартапов. Подробнее об этом можно прочитать в статье "Убой единорогов. Nasdaq лопнул, как 20 лет назад » .

Повторение 20 или 50 летней давности?


Несмотря на шестимесячный спад (а на Nasdaqu — фактически более года), оценки многих американских технологических компаний остаются относительно высокими. Apple в настоящее время оценивается в 24,5 раза больше, чем за последние четыре квартала. В случае Microsoft c/z составляет 27, а Amazon — целых 57. Рынок оценивает владельца Google как более чем в 20 раз превышающую прибыль, не говоря уже о Tesla, которая почти в 100 раз превышает историческую прибыль.

Медвежий рынок в технологическом секторе, который наблюдается уже несколько месяцев, сигнализирует о постоянном изменении предпочтений инвесторов. После отказа от политики карантина они сначала обратились к относительно недорогим, зрелым компаниям из «старой экономики». Эта «большая ротация» стартовала осенью 2021 года.

В первой половине 2020 г. рынок оценил рост процентных ставок (с нуля до примерно 3,5–4,0% в декабре). Это снизило стоимость модели акций и разрушило рынок облигаций. Теперь Уолл-стрит постепенно начинает сбрасывать со счетов рецессию в экономике и ее негативное влияние на корпоративные результаты. Инфляционные опасения постепенно уступают место опасениям рецессии, в которую рынок, скорее всего, еще не вложился.

За последние два года произошли значительные изменения в экономической среде. Самая высокая инфляция цен за последние десятилетия вынудила центральные банки отказаться от политики неположительных процентных ставок и массовой «печати» денег. Экономике стал не хватать материальных благ, особенно сырья, энергии и сельскохозяйственной продукции. Потребители, отягощенные ростом стоимости жизни, были менее готовы тратить деньги на товары более высокого порядка, а резкий рост транспортных расходов ударил по электронной коммерции. На мой взгляд, это означает смену инвестиционных парадигм в десятилетие 1920-х годов .

Неизвестно, по какому пути пойдет рынок. Некоторые предполагают, что мы можем повторить 2000–2002 годы, когда предыдущий технологический пузырь лопнул, и мир вступил в десятилетие роста цен на сырьевые товары. Однако, на мой взгляд, это слишком оптимистичный прогноз. Я считаю, что если искать исторические аналогии, то это 1970-е годы.

То есть период стагфляции в мировой экономике (т.е. смеси низкого экономического роста и высокой инфляции), энергетических кризисов, краха старого денежного порядка и конца гегемонии компаний «Nifty Fifty». Это термин для великих американских корпораций, которые процветали в 1960-х, точно так же, как наши современные FANG в предыдущее десятилетие. Однако в 1970-е гг. Их котировки резко упали в результате длительного отрицания инвесторами важности очень высокой оценки их акций. Большинство из «шикарных 50» пережили медвежий рынок, но их акционеры сильно пострадали от падения цен на акции и высокой инфляции.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Самые последние новости и события в мире » Бизнес и мотивация » Закончится ли гегемония фондового рынка США?